1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Сюжетно-ролевая игра

PDFПечатьE-mail

 

Сюжетно-ролевая игра

Сценарии сюжетных игр-ситуаций

(по Губановой Н.Ф., 2008)

Игры с куклами

Игра-ситуация «У куклы новый шкаф»

Игрушки: кукла, грузовая машинка, игрушечный шкаф (или другая мебель), кукольная одежда и обувь.

Взрослый везет на игрушечной грузовой машине шкаф. Проезжает недалеко от ребенка, останавливает машину и громко объявляет: «Из мебельного ма­газина на грузовике привезли новый шкаф. Куда выгружать?»

Когда ребенок подошел к машинке, взрослый говорит: «[Имя ребенка], помоги мне разгрузить шкаф». Потом родитель может похвалить покупку, спросить у ребенка, хороший ли шкаф привезли, рассмотреть его внутри, открыть дверцы, обсудить, что можно положить в шкаф.

Взрослый спрашивает у ребенка: «А для какой куклы (игрушки) привезли шкаф?». После ответа он говорит игрушкам: «Куколки, посмотрите какой мы купили в магазине шкаф для [имя куклы]. Теперь [имя куклы] может хранить там свои наряды. Куколка, давай соберем твою одежду».

Обращаясь к ребенку, взрослый просит помочь кукле собрать вещи. «А что мы положим на полочку шкафа? Шапку? Вот у [имя ребенка] на полочке шапка лежит и у тебя [имя куклы] теперь тоже. А обувь куда надо поставить? Пожалуйста, [имя ребенка], принеси туфельки и сапожки куколки. А куртку куда повесим?»

Когда вещи разложены по полочкам, взрослый говорит кукле: «Смотри, [имя куклы], все на своих мес­тах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку».

Игра-ситуация «Оденем куклу на прогулку»

Игрушки: кукла, кукольная одежда и обувь, игрушечный зонт.

Взрослый «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ре­бенок, и говорит: «[Имя куклы], тебе пора идти на прогулку». Потом обращаясь к ребенку, взрослый продолжает: «[Имя куклы] хочет пойти на прогулку. Ты поведешь ее гулять?»

После утвердительного ответа у ребенка спрашивают: «А что ты куколке наденешь?» Можно посоветовать ребенку подойти к окошку и посмотреть, какая погода на улице, чтобы лучше определиться с одеждой: «А ну-ка подойти к окошку, посмотри какая погода? Тепло? На небе тучки есть? Дождик не идет? А теперь давай будем одевать [имя куклы]».

Когда кукла одета, взрослый говорит: «Куколка, какая ты нарядная в этом платье!» В конце можно проверить, все ли пуговички у куколки застегнуты, поправить ей воротничок, посмотреть, не забыли одеть ей обувь.

Взрослый говорит, обращаясь к кукле: «Теперь ты одета. Иди, [имя куклы], гуляй. Но не забудь прийти вовремя домой — будем смотреть мультфильмы. На всякий слу­чай вот тебе зонтик, вдруг будет дождь, а то тучки на небе».

Игра-ситуация «Мама гуляет с малышом»

Игрушки: кукла, коляска, одеяльце, подушка, матрасик, простынка, детский зонтик.

Взрослый берет ко­ляску с куколкой и говорит, что его «дочка» долго не может заснуть, ее надо покачать (качает коляску, напевая песенку: «баю-бай»). Затем об­ращается к ребенку и спрашивает: «Посмотри, заснула куколка или нет». Когда ребенок заинтересовался, просит помочь тихонько покачать, лучше укрыть одеялом, поправить подушечку, самому спеть песенку колыбельную и т.д.

Вдруг «начинается дождь» — взрослый раскрывает зонтик и гово­рит: «Ой, начался дождик, становится холодно, не пора ли нам домой?». В зависимости от ответа взрослый либо «уходит домой», либо «продолжает прогулку», предлагая ребенку помочь ему.

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Машина едет по улице»

Игрушки: игрушечный автомобиль, строительные кубики для строительства «города».

Взрослый подходит к ребенку, везущему игрушечный автомо­биль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребе­нок затрудняется, подсказывает ему, например, машина едет по городу, а потом в гараж. Потом с помощью советов, показа взрослый помогает ребенку разнообразить игровые действия с машинкой: катать машинку ту­да-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжая их), к конкретному месту, объекту. Если у ребенка возникают некоторые трудности, родитель может взять другую машинку и показывать действия с ней. Все свои игровые действия следует сопровождать словами, например: «Машина едет в магазин. Сначала едим прямо, потом повернули направо. Вот и приехали к магазину. Что мы там будем покупать? … Купили и поехали дальше. А теперь остановились на светофоре – красный свет. Теперь зеленый. Поехали… Что-то у нас заканчивается бензин: надо заехать на заправку…» (Можно построить «город» с различными объектами: домами, светофорами, заправками, магазинами и т.д.).

Во время поездки взрослый ребенку задает вопросы типа «А куда теперь поедешь?», «А тебе не надо заехать в … (детский сад, магазин, кафе, парк и т.д.)?». Ответы на эти вопросы помогают ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я еду в гараж», «Мне надо на дачу»).

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль»

Игрушки: медвежонок; машинка; набор инструментов для ремонта.

Взрослый начинает игру: берет медвежонка и ставит возле ма­шины и говорит за медвежонка: «Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р-р-р... Ой, что-то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не за­водится моя машина? Она сломалась. (Всхлипывает.)»

Когда малыш заинтересовался игрой, взрослый обращается к нему, объясняя: «Медвежонку сегодня не ве­зет, машина не слушается его, не заводится. Может у тебя есть инструменты для ремонта?» После того как ребенок принесет инструменты для ремонта, взрослый просит ребенка помочь подчинить мишке машинку: «Помоги мишке подкрутить гайку. Хорошо по­лучается. А еще надо вот здесь постучать. Возьми молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет дета­ли. Все, готово. Надо заводи мотор. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у... Фыр-р-р... И поехала машинка. Ура!!!»

От имени мишки взрослый благодарит: «Спасибо, что помог мне подчинить машинку. Все я поехал в гости! До свидания!».

Игра-ситуация «Ремонт машин» («Диалог шоферов»)

Игрушки: машинки; набора инструментов.

Взрослый и ребенок играют в шоферов. Примерный диалог между шоферами.

- Добрый день, друг. У меня бе­да—машина сломалась. Поможешь?

- Добрый день. Помогу.

- Какие у тебя есть инструменты?

- Молоток, гаечный ключ.

- Это пригодится. Давай послушаем мотор. (Слу­шают.) Слышишь, как стучит?

- Слышу.

- Тогда постучи вот здесь. (Шофер сту­чит.) А теперь послушай. Сильно стучит или нет?

- Нет.

- А теперь давай колеса менять?

- Давай.

-Помоги мне снять старое колесо и поставить новое. (Вооб­ражаемые действия.) Поставил? Молодец. Ну, все – машина отремонтирована. Спасибо, ты мне очень по­мог. Ну, я поехал! Счастливого пути!

Игра-ситуация «Самолет отправляется в полет»

Игрушки: самолеты; набор кубиков для обозначения аэродрома.

Взрослый берет самолет и говорит: «Самолет вышел из ремонта. Надо попробовать, хорошо ли подчинили мотор. Вот он заводится: р-р-р... Самолет летит! (Поднимает самолет вверх). Летит, летит самолет, Сидит, сидит в нем пилот. Он держит крепко штурвал, чтоб самолет не упал. По расписанию пора взлетать и другому самолету. Он должен лететь в Харьков. А где же летчик, неужели он забыл про полет? Кто сегодня полетит?»

Потом обращаясь к ребенку: «Может ты сегодня будешь у нас вторым летчиком?» После утвердительного ответа взрослый продолжает: «Ну как, твой самолет готов к полету? Хорошо, взлетаем! (Самолет «летит»). Хорошо летит самолет! Ты, хороший пилот! А теперь самолет садится на аэродром. (Самолет «сел»). О, как ты легко посадил самолет! Самолет приземлился на аэродром. Теперь летчик может отдохнуть и подготовиться ко второму полету. (Через некоторое время) Летчик готов? Самолет прове­рен и готов к полету обратно в Киев. Летчик может подходить к своему самолету. Взлетаем!».

В конце игры взрослый говорит: «Летчики приземлили свои само­леты. Полеты закончены».

Игры в магазин

Игра-ситуация «Делаем покупки»

Взрослый берет сумку и произносит, не обращаясь к ребенку: «Пой­ду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку, сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я вста­ну в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к ребенку.) Ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Примерный диалог между покупателем и продавцом:

- Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука. Дайте мне один пакет муки.

- Вот, берите.

- Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люб­лю пироги с капустой. Капуста есть?

- Есть.

- Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм?

- Есть.

- А пряники есть? Они с начинкой или без?

- Пряники без начинки.

- Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет до­вольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!

- До свидания! Приходите еще в наш магазин!

Потом можно поменяться ролями и проиграть эту игру-ситуацию еще раз.

Игры с игрушечными животными

Игра-ситуация «Игры с собачкой Жучкой»

Игрушки: игрушечная собачка, палочка, мисочка, коврик.

Взрослый берет игрушечную собачку, подходит к ребенку и говорит: «Посмотри, возле нашего дома гуляет собачка. Кто ее хозяин? Может ты?»

После утвердительного ответа ребенка взрослый продолжает: «Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. Возьми ее на ручки».

Когда ребенок взял собачку, взрослый может спросить, обращаясь к собачке: «Собачка, ты любишь своего хозяина?» А потом к ребенку: «А ты хозяин любишь свою собачку? (Ребенок отвечает). А как зовут твою собачку? (Если ребенок затрудняется с ответом, то взрослый может предложить несколько кличек собак: «Может быть Жучка или Тузик?»). А что она умеет делать?»

Потом обращаясь к собачке, взрослый говорит: «Жучка, ты умеешь прыгать? Покажи, как ты прыгаешь через палочку. Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз… Жучка, ты хочешь кушать? Скоро хозяин покормит тебя».

Обращаясь к «хозяину»: «Хозяин, а где миска Жучки? Что она сегодня будет кушать? Принеси ее еду». Когда ребенок принес собачке еду, и она «покушала», можно отметить: «Посмотри, как твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, лас­тится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» Ребенок показывает и укладывает собачку спать.

Игра-ситуация «Цирк зверей»

Игрушки: игрушечные обезьяна, лев, попугай (или другие животные, которые бывают в цирке); кубики для обозначения арены цирка; стульчики для зрителей; обруч или перекладина; качели; бумажные «билетики», «афиша цирка».

Взрослый вешает на доску афишу, на которой нарисованы жи­вотные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите! В цирке веселые зверята: обезьяна, лев, попугай».

Обращаясь к ребенку, который заинтересовался, взрослый спрашивает: «Вы хотите купить билетик на представление?». После того как билетик «купили», взрослый предлагает всем «зрителям» зайти в цирк (где предварительно готовы «арена» и «места для зрителей») и занять свои места.

Потом взрослый торжественно сообщает: «Внимание! Внимание! Начинается представление. Сегодня на арене выступят дрессированные звери.

Первым выступает лев. Он умеет прыгать: але ап! Еще раз: але ап! (Демонстрирует прыж­ки игрушечного льва через обруч или перекладину.) Молодец! Давайте похлопаем, дорогие зрители.

Проворная обезьянка умеет качаться на качелях: вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьян­ки.) Похлопаем и этой артистке цирка.

А вот и попугай, он умеет петь куплеты: «Я попугай, сижу на ветке, распеваю песни в клетке. Билет берите и приходите!» Молодец попугай, красиво поет! Похлопаем ему, дорогие зрители!

На сегодня наше выступление окончено. Приходите к нам еще. До свидания!»

Звери выходят на поклон. Взрослый предлагает «зрителям» еще раз похлопать «артистам».

 

Наш главный партнер

Наши партнеры

УСЛУГИ ФОТОГРАФА СВАДЕБНАЯ ФОТОСЪЕМКА

Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА

Медиапартнер