Золушка, Спящая Красавица, Василиса Премудрая, Баба Яга… Кто ты?

Печать

Золушка, Спящая Красавица, Василиса Премудрая, Баба Яга… Кто ты?

Журнал "Мир Семьи"


Авторы: Ольга Камлык - психотерапевт, психолог Центра детской и семейной
психологии «Я + Семья»
Людмила Заглада, журналист


«Все! С понедельника изменюсь! Кто из нас не давал себе подобного обещания? Измениться ведь на первый взгляд так просто: прическу поменять, купить себе какой-нибудь наряд…На самом же деле, если жизнь вам наскучила, стала серой и неинтересной, внешние изменения помогут мало. Для того чтобы заново ощутить вкус жизни, необходимо измениться внутренне. Как? Ответ дадут… детские сказки»


ДОБРАЯ МАТЬ
В сказках многих народов (и славянских тоже) часто встречается такой алгоритм: умирает мать девочки, ее место занимает злая мачеха. Она посылает девочку на страшные испытания. И в этих испытаниях присутствует ведьма, Баба Яга. Она задает героине сказки трудные задания, справиться с которыми помогает либо некий волшебный предмет, доставшийся девочке от умершей матери, либо простая поговорка «утро вечера мудренее». Пройдя испытания, девочка меняется, получает от Бабы Яги подарок, делающий ее сильной, мудрой и самодостаточной. А уж после этого к ней сватается жених.
От маленькой наивной девочки до мудрой женщины – долгий путь. Как пройти его правильно, не остановиться на половине дороги? Подсказки в сказке: в их фантастические сюжеты вплетены вполне конкретные советы. Итак, приступим к расшифровке.

Ольга Камлык: На самом деле, и девочка, и добрая мать, и мачеха, и Баба Яга, составляющие нашей личности. Добрая родная мать – образ безусловной любви. Чтобы человек был счастлив, он должен прожить в раннем детстве период, когда любят не за что-то, а просто так. Быть доброй матерью женщина должна только с маленьким ребенком.
Почему некоторые мужья ревнуют к новорожденным детям? Потому что в каждом из нас есть маленький ребеночек, который помнит добрую мамочку. В мужчине, ревнующем жену к собственному ребенку, бунтует его внутренний младенец, который тоже хочет любви и обожания. Такой мужчина слегка перепутал семейные роли. Вместо того чтобы занять позицию взрослого – оберегающего, поддерживающего – он чувствует себя еще одним младенцем. А почему? Да потому что роль доброй матери навязывается женщинам обществом. Оно, общество, просто-таки требует от женщины быть мамочкой не только малышу, но и мужу, подросшим детям, сотрудникам, знакомым. Добрых матерей любят все. С мамочкой ведь так хорошо! Она и по головке погладит, и чаю принесет, и утрет подолом слезы. Поэтому многие женщины, искренне желающие быть «хорошими», примеряют на себя только этот образ – всепрощающей мамули, жертвующей собой. Окружающие говорят «Ах, какая она лапочка!». Но при этом никто не спрашивает у женщины, нравится ли ей быть доброй мамочкой кому ни попадя.
Между тем, в сказках четко прописано: рано или поздно наступит время, когда добрая мамочка должна умереть. А на смену ей придет…


ЗЛАЯ МАЧЕХА
Злая мачеха на первый взгляд – жуткий образ! Бедную Золушку она загружала бессмысленной работой – отделять гречку от пшеницы. Но мачеха из сказки Шарля Перо – просто ангел доброты по сравнению с другими подобными персонажами. Василису, Настеньку или Белоснежку злые мачехи просто-таки обрекли на страшную гибель. Одну отправляли за огнем к Бабе Яге, вторую выгоняли на лютый мороз, третью и вовсе отдавали на растерзание диким зверям. А героини безропотно шли на смерть по наказу злой мачехи. Почему? Оказывается, существует вполне логичное объяснение этих, казалось бы, нелогичных поступков.

Ольга Камлык: Ребенок взрослеет. На определенном этапе он отрывается от доброй матери и начинает знакомиться с социальными нормами и установками. И вдруг обнаруживает, что, кроме родных, его никто «просто так» любить не будет! Когда малыш приходит в детский сад, ребята, окружающие его, даже не догадываются о том, что его надо любить, оберегать, опекать. Когда ребенок идет в школу, учителя тоже вовсе не обязаны его любить.
Есть определенные правила, которые надо выполнять. Будешь выполнять их хорошо – тебя одобрят. Что это за правила? Да это и есть мачеха из волшебной сказки, которая чего-то постоянно требует и при этом вовсе не собирается любить просто так. Мачеха – это очень прозрачная метафора общества, заставляющего человека жить по правилам.
Никто не говорит, что эти правила – плохие. Естественно, после уютного маленького мирка, где тебя обожали только за то, что ты есть, тяжело делать первые шаги в большой мир. Взрослеющему ребенку больно узнавать, что его окружает масса людей, которым он, по большому счету, безразличен. Счастлив он, несчастлив – им все равно.
Как реагировать на жесткие требования общества? Позиция, которая демонстрируется в сказках, - это смирение и жертвенность: «Я буду делать так, как надо. Не стану перечить». Это воспринимается странно. Есть ли у сказочных героинь чувство собственного достоинства? Ведь их же на смерть посылают! Но на самом деле общество (в лице мачехи) говорит героине сказки: «Пора взрослеть, голубушка» И отправляем тебя…


НА ВСТРЕЧУ С БАБОЙ ЯГОЙ
Героиня истории и идет через лес к дому лесной колдуньи. Наконец, она оказывается у цели своего путешествия. Ведьма, злая колдунья, Баба Яга – очень противоречивый сказочный образ. С одной стороны, ее часто сопровождают такие веселенькие атрибуты, как заборчик из костей с черепами вокруг дома. Внешность тоже малопривлекательная «костяная нога, зубы на полке, нос в потолок врос».
Но, с другой стороны, эта малоприятная особа не убивает героиню, а оставит ей честные условия: исполнишь задание – получишь то, что просишь. Выполняя задания, девочка прибегает к помощи волшебного предмета (клубочка, куколки, веретена), доставшегося в наследство от матери, а то и просто следует любимой поговорке покойной матери – «утро вечера мудренее»: получив задание, ложится спать, а наутро, так сказать, на свежую голову, она уже знает ответ.

Ольга Камлык: Волшебный предмет, который мать передает дочери, старшая женщина – младшей, символизирует глубину знаний, мудрость, которая проявляется в интуиции. Интуиция – это умение отбросить рациональное мышление, прислушаться к себе и найти ответ на интересующий тебя вопрос. О том же говорит и поговорка «утро вечера мудренее». Мы все слышали ее миллион раз, но вряд ли всерьез задумывались о смысле. А ведь ночью, когда мы засыпаем, в нас продолжается внутренняя работа, которая дает выход мудрости. Можно задать себе вопрос вечером, а утром, в состоянии между сном и бодрствованием, услышать ответ от своего бессознательного. Или прочитать его в символах ночных сновидений.
Три всадника, которых девочка встречает по дороге, - это Утро, День и Вечер. Или, если смотреть глубже, Рождение, Жизнь и Смерть. Все трое – сыновья колдуньи. То есть именно она – хозяйка жизненного цикла. Потому что без смерти не может быть рождения. Развиваясь, меняясь, каждый человек обязательно проходит через этапы, когда какая-то часть его личности отмирает, а взамен рождается новая. Маленький ребенок становится подростком, подросток уступает место юноше и т.д. Избегать этих этапов – значит, обманывать самого себя. Подумайте, насколько глупо выглядят «вечные юноши» или инфантильные молодящиеся женщины, разменявшие пятый десяток.
И, наконец, собственно колдунья. Мы привыкли считать, что ведьма – непременно отрицательный персонаж. Но ведь это очень древний образ. Не всегда это слово означало «злая колдунья». Ведь на самом деле ведьма – это та, которая ведает: мудрая, знающая. Ведьма – это наша внутренняя праженщина. Мы очень много сил уделяем тому, чтобы соответствовать «правильным» социальным ролям, и забываем о том, что внутри каждой дочери, матери, хозяйки, товарища, жены кроется та самая «истинная», «первоначальная» женщина – ведьма. Да, она бывает злой и деструктивной. Когда нас силой загоняют в какие-то социальные рамки, заставляют соответствовать навязанным извне ролям, нам это не нравится. И поэтому появляется внутреннее недовольство, агрессия. Наша внутренняя Баба Яга злится и бунтует. Но эта злость конструктивна. Мир не развивался бы, если бы мы были всем довольны. Развитие происходит тогда, когда появляются противоречия: нам становится плохо, некомфортно, и мы начинаем действовать.
Вы обратили внимание, что, взрослея, многие девочки начинают конфликтовать с матерью и очень сближаются с бабушкой? Для гармоничного развития девочка должна вовремя оторваться от доброй матери, познать злую «мачеху» (социальные установки) и набраться мудрости от «праматери». У наших предков с этим было гораздо проще – все поколения жили рядом. Сейчас старшие и младшие поколения разбросаны по разным городам, а то и разным странам. Но если родители хотят, чтобы ребенок развивался гармонично, они должны поддерживать его связь со своими прародителями – бабушками и дедушками.
От Бабы Яги девочка узнает две мудрые вещи. Первая: «Много будешь знать, скоро состаришься» (есть вещи, о которых нужно узнавать в строго определенное время, когда придет пора). Вторая – глубокая мудрость…


ПРОСИТЬ – НУЖНО!
В сказке о Василисе Премудрой, к примеру, Баба Яга спрашивает девочку, пришедшую к ней за огнем: «А почему ты думаешь, что я дам тебе огонь?» - «Потому что я прошу». Эта сказочная мудрость идет вразрез с теми женскими добродетелями, которые навязывает нам современное общество. Помните, у Булгакова: «Никогда и ничего не просите. Особенно у тех, кто сильнее вас.» Все ахают: «Боже, как это верно! Как благородно!» И действительно, как может хорошая девочка что-то просить? Хорошая девочка знает, что громко заявлять всем о своих желаниях нехорошо и неприлично. «Скромнее надо быть!», «леди не двигаются»… Тебе плохо, ты чем-то не удовлетворенна, ты страдаешь? Страдай молча, интеллигентно, как положено воспитанной девочке.
Но в том-то и дело, что в доме героиня сказки престает быть хорошей девочкой и сама превращается в мудрую, зрелую…ведьму. Она честно
отработала все задания, и справедливая старуха дала ей новое знание. В сказке о Василисе Премудрой, к примеру, это череп с огнем внутри. Он настолько пугает героиню сказки, что она даже пытается бросить его по дороге. Но потом все же находит смелость оставить у себя.

Ольга Камлык: Просить можно и нужно, в этом нет ничего предосудительного. Это не унижение, а способ заявить о себе, своих потребностях. А теперь поговорим об огненном черепе. Во-первых, череп – это место, где хранятся знания. Но не только. Во многих культурах череп приравнивается к … малому тазу – месту, где концентрируется энергия либидо. А оно, кроме всего прочего, еще и отвечает за творческое начало, отход от стереотипов.
Что получает девочка? Что это за огонь? Огонь – внутренняя энергия, подпитывающая интерес к жизни, страстность, яркость. Женщина не должна быть холодной Спящей Красавицей, она должна гореть! Но огонь не только согревает, он еще и освещает. С его помощью мы начинаем видеть вещи не такими, какими они на самом деле. Говорят, страшнее всего посмотреть на себя со стороны. После этого ты уже не будешь обманывать себя. Героиня сказки нашла в себе эту смелость: не жить в мире иллюзий, не слушаться чужих указаний, а жить собственной жизнью и называть вещи своими именами.
Кто-нибудь, прочитав все это, может спросить…


«А МНЕ-ТО ЭТО ЗАЧЕМ?»
«Действительно, зачем мне перегружать себя какой-то там древней мудростью и еще черт знает чем? Чего доброго, стану слишком умной! Куда как проще оставаться вечной девочкой: наивной, инфантильной. Таких все любят, опекают, им самим не надо ни за что отвечать. К тому же, говорят, к таким малюткам неравнодушны богатые дяденьки. Им приятно иметь под рукой милашку, которая мило щебечет, не задает ненужных вопросов и украшает их жизнь. Вот найду такого, он меня на Канары повезет, надарит бриллиантов, которые будут освещать мою жизнь не хуже какого-то мифического волшебного огня!»
Такие девочки любят совсем другие сказки: например, сказку о Спящей Красавице, смирно лежащей в хрустальном гробу и ждущей своего принца. Позиция вполне понятная. Патриархальное общество часто внушает женщине: «Будешь доброй, ласковой и послушной – тебя полюбят, все у тебя в жизни будет хорошо! А начнешь выпендриваться – не будет тебе счастья. Ни в личной жизни, ни вообще!» Но на самом деле жизнь сильнее всего бьет по голове именно хороших девочек.

Ольга Камлык: Я очень часто слышу от пациентов, страдающих депрессией, такую фразу: «Моя жизнь стала серой, в ней нет ярких красок». Знание себя, умение видеть ситуацию со стороны на качественно ином уровне: наполненную энергией, яркую, красочную, богатую событиями. Если же ты не вкладываешь энергию, получаешь серое и блеклое существование. Можно владеть бриллиантами, но не испытывать при этом совершенно никаких чувств. Можно прозябать и на Канарах, жить так, будто пишешь скучный черновик. Не все позволяют себе на определенном этапе своей жизни впустить этот огонь. Человек боится это сделать, а потом жалуется – жизнь прошла впустую. А почему? Многие боятся разонравиться, не оправдать ожиданий общества. По своему опыту знаю: иногда человек проходит психотерапию, меняется, ему становится лучше, а некоторым окружающим это активно не нравится – человек стал некомфортным для них, потому что дал себе право жить не так, как они, окружающие, ему предписывают, а так, как ему самому хочется. Но тут каждый волен выбирать сам: жить так, как нравится ему, или так, как считают правильным приятели, сотрудники и соседи по лестничной площадке.
Теперь хочу сказать несколько слов о мужчинах. Когда упомянутые нами сказки слушают мальчики, у них (пускай подсознательно) формируется образ идеальной женщины – мудрой и самодостаточной. Повзрослев, мужчина ожидает встретить именно такую женщину, которую невозможно познать до конца, с которой интересно жить. Естественно, для того чтобы жить с мудрой ведьмой, нужно иметь определенную смелость.


… Добавлю от себя: вам ведь не нужен рядом трусливый мужчина, не так ли?
И не такие ли «смельчаки» вложили в слово «ведьма» отрицательный смысл?