1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Учимся, играя…

PDFПечатьE-mail

Учимся, играя…



Автор: Павлова Татьяна Васильевна - магистр психологии,
член общественной организации "Экологическая помощь",
детский психолог Центра детской и семейной психологии "Я плюс семья"


Родился ребенок! Пока он еще очень мал, вся наша забота о нем сводится к одному: покормить, уложить, поиграть, погулять… И где-то к четырем-пяти годам мы задумываемся о том, что скоро в школу. Чаще всего в этом возрасте ребенок ходит в детский сад или в какую-нибудь школу раннего развития. Скоро в школу… При этих мыслях появляется беспокойство о том, в какую идти школу и как правильно подготовить ребенка к школьному обучению. К слову сказать, многочисленными психолого-педагогическими исследованиями выявлено, что психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это не просто сумма школьных знаний, умений, навыков, а такой уровень его общего развития, который дает ему возможность включиться в учебный процесс и успешно овладевать учебной деятельностью.

Как правило, при поступлении ребенка в школу учитываются:
уровень сформированности восприятия ребенка (оперирование сенсорными эталонами: цветом, формой, величиной);
развитие зрительно - моторной координации (ловкость мелких движений руки ребенка);
оперирование определенными предметно-количественными отношениями («дальше-ближе», «вверх-вниз»);
уровень эмоционально-волевой и социальной зрелости (способность выучить стихотворение, внимательно слушать учителя);
способность к сознательной регуляции своего поведения (чувство взрослости и позитивной школьной мотивации).

Очень важной для успешного обучения в школе является ловкость, искусность мелких движений руки дошкольника особенно в соединении со зрительным восприятием. Благодаря способности отображать на письме увиденное ребенок может научиться писать, рисовать. Эта функция на протяжении всего дошкольного детства развивается в рисовании, начиная с примитивных черканий и каракуль двухлетнего ребенка.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованием головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие интеллекта. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь, тем более он будет подготовленным к учебной деятельности.

Как правило, ребенок изучает окружающий мир прикосновением. Он стремится ко всему прикоснуться, чтобы почувствовать тактильные ощущения. И если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки и предметы для исследования, он получает важный стимул для развития. Речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт тесно взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребенок хорошо мог говорить, необходимо развивать его ручки (мелкую моторику).
Малышам до года можно предложить предметы и игрушки с различной поверхностью, бумагу, которую можно рвать и мять, мягкие игрушки.
После одного года полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги. Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. Для этого можно использовать пуговицы, фасоль, перекладывая содержимое из коробочки в коробочку.

После трех лет можно приступить к осваиванию ножниц. Это достаточно большая нагрузка для детских пальчиков. Можно предложить ребенку резать цветную бумагу и делать аппликации. Или вырезать картинки из журналов и наклеивать на альбомную бумагу.
Различные мозаики (самые крупные), пазлы для малышей (большие кусочки), рисование (карандашами, красками с кисточкой) очень нравятся малышам и замечательно развивают мелкую моторику руки. Очень полезны для развития познавательных функций пальчиковые игры. Вместе со взрослым ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. В результате у ребенка развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Дети очень любят пальчиковые игры, они с радостью обучаются новым движениям, стихотворной форме произношения. Эти игры несложные и очень забавные, способствующие сближению взрослого и ребенка, вызывая восторг у играющих.
Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, котенок и зайчик, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево т.е освоить предметно-количественные понятия.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Произносить тексты пальчиковых игр нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Двухлеткам трудно проговаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым. К примеру, можно привести следующий вариант пальчиковой игры.


Игра «Кто это?»
Кто мурлычет под рукой?
(Одна рука прижата к груди, другой рукой
гладим первую)


Носик розовый такой.
(Указательным пальцем дотрагиваемся до носа)

У кого это усы
удивительной красы?
(Всеми пальцами «рисуем» на щеках усы)


Пьет из блюдца молоко
(Указательным пальцем одной руки гладим ладонь другой)


И шагает так легко,

(Попеременно касаемся стола ладонями)

Лапкой умывается.
(Ладонью делаем «умывающее» движение вокруг лица)

Как он называется?
(Протягиваем руки вперед, как бы задавая вопрос)


Для того чтобы пальчиковые игры доставляли вам обоюдное удовольствие, нужно соблюдать некоторые правила по проведению игры:
перед игрой с ребёнком желательно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это необходимо для создания необходимого эмоционального настроя;
выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, демонстрируя собственную увлечённость игрой. Произношение должно быть выразительным и эмоциональным;
выбрав два или три упражнения, постепенно можно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
не следует ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу

(показывать движения и произносить текст одновременно). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
не следует принуждать ребенка к игре, играть по желанию и только в хорошем настроении;
необходимо стимулировать подпевание детей и "не замечать " первые погрешности и неудачи малыша;
обязательно поощрять первые и последующие успехи, это придает уверенность и желание играть в дальнейшем.

Таким образом, роль пальчиковых игр в жизни ребенка очень существенна. Несложные упражнения и стихотворная подача способствуют развитию у малыша тех познавательных функций, которые требуются будущему школьнику. Играя с ребенком, можно дать ему многое: развить его интеллект, память, внимание, мышление и вырастить при этом гармоничную личность, которая будет уверенно чувствовать себя на различных собеседованиях. А для этого достаточно играть со своим ребенком, удовлетворяя его жажду познания окружающего мира. И пальчиковая игра – одна из немногих, которая заслуживает большого внимания родителей, педагогов и психологов.

Наш главный партнер

Наши партнеры

УСЛУГИ ФОТОГРАФА СВАДЕБНАЯ ФОТОСЪЕМКА

Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА

Медиапартнер